§ 3. Современные правовые системы
Формационная
классификация имеет с точки зрения юридической науки еще и тот недостаток, что
она "раскладывает по полочкам" все общественные явления в целом и
потому не учитывает специфических особенностей права. Теория права
заинтересована в такой классификации, которая учитывала бы характер и существо
права как специфического общественного явления и исходила бы из особенностей
права. Гораздо ближе к потребностям права вычленение правовых систем,
осуществленное наукой сравнительного права. Лучше всего такая классификация
проведена известным компаративистом Р. Давидом (Давид Р. Основные правовые
системы современности М , 1988.). Он выделил следующие правовые системы (или,
как он выражался, правовые семьи): романо-германскую систему, систему общего
права, социалистическую систему и систему религиозного и традиционного права. В
качестве классификационных критериев были использованы прежде всего источники
права и методы работы юристов (законодателей и судей), далее принципы права и
его структура. Естественно, такая классификация приспособлена именно к праву,
создана для права, поэтому она может быть использована для поиска
правопонимания.
Романо-германская
система в основном базируется на кодексах, на подробном и разветвленном
централизованном законодательном регулировании. На первый план выдвинуты
правовые нормы, которые рассматриваются как обязательные правила поведения,
отвечающие требованиям справедливости. Основная цель юридической науки и
практики - правильно найти содержание этих норм и через них обеспечить
желательное для общества регулирование отношений людей. Применение права,
осуществление правосудия занимают в этой системе подчиненное место, отсюда и
ограниченная роль судебной практики.
Романо-германская
система возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских
университетов, которые, опираясь на догму римского права, сформировали начиная
с XII - XIII вв. юридическую науку и юридическую практику. Эта система распространилась
на континентальную Западную Европу, ее позаимствовали и многие другие страны
мира.
Система общего
права включает право Англии и других стран, взявших английское право за
образец. Общее право было создано судьями, разрешавшими конкретные конфликтные
ситуации. В системе общего права сама норма права гораздо менее абстрактна, чем
в романо-германской системе. Здесь норма права направлена не столько на
создание общего правила поведения, сколько на разрешение конкретного дела.
Здесь норма ориентирована на настоящее, на вполне определенную ситуацию и, в
гораздо меньшей степени, на будущее, на относительно неопределенную,
предполагаемую ситуацию.
Система общего
права ставит судебный прецедент на один уровень с законом, она почти на знает
кодексов (функционируют отдельные законы, принятые по конкретным поводам), но
придает огромное значение судебной практике. Число судебных прецедентов,
подлежащих применению на практике, исчисляется в Англии сотнями тысяч (от 300
до 500 тыс.). Помимо них имеется не менее 3 тыс. законов. В США прецедент имеет
несколько меньшее применение в судах, чем в Англии, однако и здесь издается
ежегодно 350 томов судебных решении, которые могут быть использованы в качестве
прецедента (Черниловскич З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1983.
С. 365 - 366.).
Родина и центр
системы общего права - Англия. Эта система распространялась вместе с английской
колонизацией, широкое применение система общего права получила в США и Канаде.
Вместе с тем в этих странах много специфических отличий. Частично общее право
было воспринято в Индии и в некоторых мусульманских странах.
Социалистическая
система была выделена в науке сравнительного права по ее целевой
направленности. Здесь право рассматривалось как орудие и средство
революционного преобразования общества, создания нового порядка. Эта система
охватывала бывший СССР и европейские социалистические страны. По юридическим
признакам эта система более близка к романо-германской системе.
Религиозные
системы существуют во многих странах. Р. Давид пишет об этих системах:
"Можно даже усомниться в том, что они являются правом. В большинстве из
них, если не во всех, акцент делается на обязанности, которые возлагаются на
праведного человека, а понятие субъективного права отсутствует. Термин "право"
употребляется в этих системах только за отсутствием лучшего термина" (
Давид Р. Указ. соч. С. 44 - 45.). Самая крупная из религиозных систем -
мусульманское право, меньшее распространение имеет индусское право.
Классификация
права по системам имеет очевидные достоинства, она хорошо приспособлена к
потребностям правовой науки и практики. Но и у этой классификации есть
недостатки. Прежде всего Р. Давиду и его сторонникам не удалось провести
классификацию по единому критерию, единому основанию. Социалистическая и
религиозная системы выделены по содержанию правового регулирования, а
романо-гсрманская и общая системы - по юридико-техническим признакам.
Собственно правовая цель, которую ставит эта классификация, достигается только
при выделении романо-германской и общей систем права. Для изучения права эта
классификация превосходна, но для поиска правопонимания ее использование
ограничено.
|