§ 2. Движение правовых идей
Правовые идеи
воплощают осознание людьми своих интересов в праве. Становление и развитие
правовых идей нужно рассматривать на разных уровнях. Каждый уровень охватывает
разные слои общества.
Первая ступень -
уровень отдельных граждан, как правило, профессионалов, специалистов, ученых.
На этом уровне правовая идея зарождается и впервые обретает формы правовых
формулировок.
Другая ступень -
уровень групп и слоев населения. На этом уровне "идея овладевает
массами", приобретает многочисленных сторонников и противников. Сторонники
правовой идеи - те группы и слои, интересам которых эта идея соответствует.
Противники правовой идеи - те группы и слои, интересам которых эта идея
противоречит.
Долгие годы
интересы людей, в том числе и их интересы в области права, обществоведение
объясняло только классовой принадлежностью. Вряд ли такой упрощенный подход
правилен. Само понятие класса стало в современной российской ситуации
достаточно неопределенным. Совершенно ясно, что нынешнее общество состоит не из
двух традиционных классов и прослойки (рабочие, крестьяне, интеллигенция). Его
структура гораздо сложнее. Сам подход к выделению в обществе тех или иных
социальных групп и слоев становится иным. Как известно, Ленин считал
определяющим фактором место той или иной группы в экономических отношениях,
производстве и распределении. Сейчас на первый план выдвигаются другие факторы:
отношение людей к изменениям в стране и обществе, их отношение к
государственной власти, к частной собственности и др. Различные по интересам
группы и слои характерны не только для страны в целом, но и для отдельных
регионов. Более того, раскол общества и противостояние интересов проходят
сейчас не по границам традиционных классов и не по границам новых групп и
слоев, но очень часто внутри них. Современная ситуация может быть
охарактеризована как переходная к новой социальной структуре общества.
В этих условиях
говорить о классовом предназначении правовой идеологии практически невозможно.
Несколько типичных иллюстраций. Внутри традиционно представляемого
"единого" рабочего класса интересы в главном вопросе - размере оплаты
труда - оказываются различными. Рабочие высокой квалификации заинтересованы
прежде всего в устранении ограничений в размерах оплаты за труд. Рабочих же
низкой квалификации прежде всего интересует повышение гарантированного законом
минимума заработной платы. Представители интеллигенции, ставшие
предпринимателями, заинтересованы в низких налогах. А те группы интеллигенции,
оплата которых производится за счет государственного бюджета (учителя, врачи,
воспитатели и др.), объективно заинтересованы в высоких налогах, как решающем
источнике пополнения бюджета. Крестьяне энергичные, высокотрудоспособные,
инициативные - за частную собственность на землю. А пассивные,
малоквалифицированные, с низкой трудоспособностью - против частной
собственности на землю, за сохранение коллективных форм владения землей. В
вопросах приватизации расходятся интереса трудовых коллективов предприятий, с
одной стороны, и работников непроизводственной сферы, пенсионеров - с другой.
Даже среди такой, казалось бы, однородной группы, как пенсионеры, интересы,
подлежащие закреплению в праве, не совпадают. Пенсионеры с прежним высоким
заработком заинтересованы в повышении размеров пенсий для всех граждан в одном
и том же проценте, так как для них это повышение будет более значимым, чем для
пенсионеров с прежним низким заработком. Последние же заинтересованы в
неодинаковом повышении размера пенсий: чем ниже пенсия, тем больше они хотят
увеличить ее размер.
Таким образом,
группы и слои граждан с одинаковыми правовыми интересами не совпадают с
традиционно сложившимися группами и слоями общества. На этом уровне развития
правовых идей можно еще раз убедиться в необходимости выражения в правовых
нормах разных по содержанию интересов, т.е. опять же в отыскании компромиссов.
Третья,
завершающая ступень развития правовых идей - уровень законодателя и практика
правоприменения. На этом этапе идеи воплощаются в нормы и переходят на стадию
практической реализации. О том, как это происходит, мы будем говорить в
последующих главах, посвященных законодательству.
Условно говоря,
правовая идея проходит эволюцию <туда> и "обратно". Сначала -
от формирования идеи к ее осознанию ("овладению массами"), затем - к
законодателю. А после принятия закона - от законодателя к правоприменению, к
отношению людей к принятым и реализуемым аконам. И наконец, воплощенная в
законе правовая идея вновь подвергается обобщающей, завершающей оценке
профессионалов.
Всякая
прогрессивная общественная идея, в том числе и правовая, опережает и
общественное сознание, и уровень общественных отношений. В таком опережении и
заключается ее движущий, созидательный потенциал. На первых порах появления и
становления новых идей они находятся в некотором (иногда большем, иногда
меньшем) противостоянии с действительностью. Чем демократичнее, плюралистичнее
общество, тем легче новые идеи пробивают в нем дорогу к реальности, к
воплощению в жизнь. И наоборот, чем тоталитарное общество, чем меньше оно
склонно к плюрализму, к различию взглядов, тем активнее и энергичнее оно
борется с новыми идеями, препятствует их развитию.
Десятилетия
господства в нашей стране командно-административной системы бьши очень
неблагоприятными годами для всяких новаторских идей, в том числе и идей
правовых. Режим не терпел идеологического плюрализма. Те или иные новые идеи
могли рассчитывать на развитие и претворение в жизнь только после согласия
верхушки командно-административной системы. А шансов на объективную оценку, в
силу низкого интеллектуального потенциала тогдашнего руководства, было тем
меньше, чем непривычнее и динамичнее была сама идея. В области правовых идей
единственным путем к их признанию была апробация "наверху" и, как
результат, претворение идеи в то или иное постановление. При этом сплошь и
рядом основное революционное содержание идеи выхолащивалось и сводилось на нет
либо при ее претворении в законы, либо при применении этих законов. Достаточно
напомнить неплохие по отдельным идеям нормы Конституции СССР 1936 г. и Конституции СССР 1977 г. и реакционную, консервативную практику их применения. Другой
наглядный пример. В середине 50-х гг. при подготовке проекта Основ гражданского
законодательства возникла острая дискуссия о хозяйственном праве. По мнению
одной из спорящих сторон, взаимоотношения в сфере хозяйственной деятельности
предприятий могли достаточно полно регулироваться нормами гражданского и
административного законодательства. Другая же сторона в этом споре утверждала,
что эти отношения настолько специфичны, что обычный арсенал норм гражданского и
административного законодательства явно не достаточен, что нужна разработка
специального хозяйственного законодательства. Из этого, казалось бы, чисто
научного спора была взята и претворена в жизнь лишь одна сторона концепции
<хозяйственников> - о преобладании в хозяйственных отношениях
вертикального командного элемента (административное начало) и сведена на нет
концепция равноправного горизонтального элемента (цив идиотическое начало). Эта
идея оказалась вполне созвучной с требованиями командно-административной
системы и была реализована, как мы знаем, на практике: все попытки
хозяйственной инициативы и самостоятельности предприятий пресекались в
зародыше.
Тем не менее и
при командно-административной системе, возможно, в качестве противодействия ей,
в юридической науке сложился комплекс прогрессивных демократических идей.
Таковы были идеи о приоритете прав личности (в нашей стране эта идея была
непривычной, новой), об отмене законодательного закрепления руководящей роли КПСС,
о расширении судебной защиты, об отмене обязательной прописки и др. Реализовать
эти идеи полностью или частично представилась возможность только в 90-е гг. в
иной политической обстановке в стране.
Второй этап
развития правовой идеи - <овладение массами>. Этот этап в современной
российской действительности пока не достигнут. Прежняя практика
<единодушного> принятия и одобрения идей, высказанных руководством КПСС,
нами сейчас преодолена. Многопартийная система, как основной канал распространения
идей в массы, только складывается. В современных условиях основным путем
распространения новых прогрессивных идей, их проникновения в массы остается
деятельность средств массовой информации (печать, радио, ТВ).
Наконец, третий,
заключительный этап эволюции правовой идеи - рассмотрение и оценка ее
парламентом при подготовке законопроекта. И здесь молодая российская демократия
сделала пока только самые первые шаги. Мы пока не располагаем достаточно
профессиональным парламентом, так как невысок еще уровень правовой культуры
самих парламентариев. Тем не менее <правовой задел> перехода к
демократическому обществу создан: законы о правах человека, о собственности, о
предпринимательстве, о банкротстве, основы нового гражданского
законодательства, авторское законодательство и другие образуют правовую основу
преодоления тоталитаризма. Содержание этих новых законов будет рассматриваться
в курсах отраслевых правовых дисциплин.
Принятие закона,
его введение в правоприменительную практику, претворение в жизнь завершают
движение правовой идеи снизу вверх. Затем начинается обратный процесс. Закон
возвращается к людям в качестве обязательных, подлежащих реализации и
исполнению правовых предписаний. На этом этапе определяется судьба любого
закона: либо он реализуется на практике, достигает цели и в итоге оказывается
эффективным, либо закон обществом не воспринимается, остается на бумаге и
оказывается неэффективным. Анализ эффективности закона - задача профессионалов.
Здесь правовая идея возвращается в ту же среду, где она возникла и сформировалась.
На основе данных об эффективности закона появляются новые идеи: о возможном
совершенствовании, изменении и дополнении закона, о его отмене, дальнейшем
развитии его норм и т.д. Начинается новый виток поступательного движения
правовых идей, он пройдет те же этапы, но будет наполнен иным содержанием.
|