§ 4. Политические режимы и право
Возможна и очень
перспективна для права классификация по политическим и правовым режимам. Такая
классификация более всего приспособлена к нуждам политологии, к выявлению
особенностей государства. Но ввиду теснейшей связи государства и права она,
повторяем, весьма интересна для правоведения. Речь идет о разделении
политических и правовых режимов на демократические и тоталитарные. Подобная
классификация достаточно представительна по охвату, поскольку демократические и
тоталитарные общества существовали на протяжении всей истории государства и
права, начиная с древнего мира вплоть до современности.
Критериев
противостояния тоталитаризма и демократии много. В истории цивилизации, в
истории каждой страны и каждого народа черты тоталитаризма и демократии часто
переплетаются, тоталитарные и демократические режимы в чистом виде встречаются
редко. Смысл научного подхода состоит не в том, чтобы заклеймить одни режимы
как тоталитарные, а другие вознести как демократические. Научный подход состоит
в выявлении характерных черт тоталитаризма и демократии с тем, чтобы, опираясь
на эти черты, объяснить и предугадать процессы общественного развития. Для
правоведения такой подход состоит в том, чтобы выявить роль и место права в
тоталитарных и демократических режимах и отсюда подойти к раскрытию сущности
права.
Наиболее общим
критерием различия тоталитаризма и демократии следует признать стремление к
единообразию, унификации общества при тоталитаризме и возрастающую
дифференциацию общества при демократических режимах. Тоталитарные режимы всегда
стремятся подогнать людей "под одну гребенку", добиться ситуации
"все как один". Отсюда лозунги о движении к социальной однородности,
к сближению классов, групп населения, наций и т.д. Отсюда и простота управления
в тоталитарном обществе, высокий уровень подчинения и дисциплинированности.
Правда, история цивилизации убедительно свидетельствует, что тенденция к
единообразию расходится с челове ческой природой. Люди по природе своей
различны, и добиваться их единства - значит вступать в противоречие с самой
природой человека. Тем не менее та же история убедительно свидетельствует, что
на всех поворотах развития цивилизации попытки унифицировать людей
предпринимались, предпринимаются и будут предприниматься, ибо в этих попытках
сконцентрировано стремление подчинить общество властям, добиться четкого и
беспрекословного повиновения.
Демократические
режимы опираются на дифференциацию людей в обществе, исходят из такой
дифференциации. По мере развития общества дифференциация в нем усиливается, оно
становится все труднее управляемым. В демократических режимах функционируют
сложные механизмы управления, которые имеют целью не столько подчинить людей
властям, сколько учесть и скоординировать различные интересы. Итак,
тоталитарный режим основывается на единстве и стремлении к одинаковости,
демократический режим - на различиях и стремлении учесть эти различия.
Противостояние
тоталитаризма и демократии охватывает естественно сферу экономики,
имущественных отношений. В тоталитарных режимах преобладает государственное
регулирование экономики, централизованное директивное планирование,
приоритетной является государственная собственность, а иногда она оказывается и
единственной. В соотношении гражданского общества и государства последнему
принадлежит решающая роль. Государство вслед за вмешательством в экономику
активно вмешивается и в другие стороны общественной жизни. Из слуги
гражданского общества государство превращается в его господина. Право в этих
режимах используется в качестве жесткого и директивного регулятора общественных
отношений, в качестве ограничителя свободы. Вместе с тем концентрированное и
целеустремленное государственное руководство экономикой позволяет в отдельных
случаях добиваться экономических успехов, особенно в области милитаризации.
Правда, история свидетельствует, что экономический подъем носит при этих
условиях скорее характер исключения, чем общего правила, и непременно сменяется
длительным экономическим спадом.
В демократических
режимах государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь остается
ограниченным, приоритетной является частная собственность. Государственное
планирование экономики применяется в малых масштабах либо вообще отсутствует,
активно поддерживается предпринимательство. В соотношении гражданского общества
и государства первому принадлежит решающая роль, государство обслуживает
потребности гражданского общества. Право используется для определения
"правил игры", оно определяет рамки, в пределах которых гарантируется
свобода поведения участников общественных отношений. В целом демократические
режимы обеспечивают систему условии и стимулов для поступательного развития
экономики.
Тоталитаризм и
демократия противостоят по характеру и формам осуществления государственной
власти. Тоталитаризм отличает концентрация государственной (политической)
власти в одних руках. Это не законодательная, не исполнительная и не судебная
власть, а власть стоящей за ними одной партии, узкой группы людей, а часто и
одного человека (харизма). Внешне такая власть чаще всего концентрируется в
исполнительных органах, законодательство носит формальный характер (облечение в
необходимую форму заранее принятых решений), судебная юрисдикция сведена к
минимуму. В стране и обществе функционирует однопартийная система, партия
является скелетом всех государственных органов, она активно вмешивается во все
стороны государственной и общественной жизни и предопределяет все важные
решения как государственных органов, так и общественных организаций. Право
утрачивает самостоятельную ценность, оно становится лишь средством проведения
государственной полигики, орудием в руках государства.
Демократию
отличает проведение принципа разделения властей. Ни одна из властей - ни
законодательная, ни исполнительная, ни судебная - не является главной, нет и
подчинения властей. Власти, с одной стороны, автономны и независимы, с другой
стороны, тесно взаимосвязаны (системы сдержек и противовесов). Как правило,
присутствует высокая роль суда, велик авторитет судебной власти как власти
примирительной, объективной, устраняющей и разрешающей общественные
противоречия. В обществе функционирует многопартийная система. При этом партии
выступают не в качестве субъектов власти, а как механизмы формирования органов
власти, главная область деятельности политических партий - участие в выборах.
Определенная партийная принадлежность того или иного кандидата свидетельствует
о его приверженности программным целям этой партии и дает избирателям четкое
представление о его будущей деятельности в случае избрания в государственные
органы. Право и его внутренние ценности в значительной степени определяют
деятельность властей, в этом смысле можно говорить о приоритетном положении
права перед государством, о правовом государстве.Тоталитаризм характеризуется
господством одной идеологии, общественным монизмом, демократия -
деидеологизированностью общественной жизни, общественным плюрализмом, конкуренцией
разных идеологий.
И наконец, еще
одна сфера противостояния тоталитаризма и демократии, пожалуй, самая важная
сфера. Речь вдет о месте человека в обществе. При тоталитаризме обществу
отдается приоритет перед отдельным человеком. Индивид используется в качестве
строителя общего дела, "винтика" в общественном механизме. Отсюда и
правовые следствия. Права человека не обеспечиваются, их предоставление носит
патерналистский характер (в качестве доброхотного даяния общества и
государства). Демократия означает приоритет человека, индивида в обществе.
Человек - мера всех вещей, все общественные проблемы рассматриваются через
призму человеческой личности, обеспечивается индивидуальная свобода человека,
отсюда и правовые следствия. Права человека изначальны, государство и
законодатель обязаны их провозгласить, соблюдать и защищать. Решающая роль в
защите прав человека принадлежит суду.
Таковы общие
черты противостояния тоталитаризма и демократии. Характеристика того или иного
режима как тоталитарного или демократического -дело достаточно сложное.
Критерии противостояния, о которых вы только что прочли, не срабатывают как
однозначный определитель. Каждый режим, каждая страна на каждом историческом
этапе сочетают в себе элементы тоталитаризма и демократии, в чистом виде эти
противоположные режимы просто не существуют. Далее, как оценить те или иные
черты режима? Судить о них только по текстам писаных правовых документов -
конституций, законов, постановлений - быио бы явно недостаточно. Очень важно
иметь ясное представление о реальной практике той или иной страны, о том,
насколько полно претворяются и вообще претворяются ли правовые предначертания в
реальную практику. При любом тоталитарном режиме вы не прочтете в законах и
указах о концентрации власти в одних руках, о пренебрежении правами человека
или о подавлении инакомыслия. Каждое государство, каждый режим стремятся
придать себе демократическое обличье. И только реальная практика, то, что
происходит в действительности, позволяют судить о том, насколько демократия
реальна или "бумажна". Для правовой теории этот тезис имеет особое
значение. Характеристика права не может быть сведена к характеристике только
текстов нормативных актов, она должна учитывать и реальную практику применения.
Мы еще будем много раз возвращаться к этому подходу. Наконец, отмеченные черты
противостояния тоталитаризма и демократии - это именно общие черты. Они могут
быть дополнены и реально дополняются специфическими особенностями отдельных
стран. Так, история и практика нашей страны дополнили общие черты тоталиризма
такими особенностями, как уничтожение частной собственности, подавление
религии.
Итак, мы
рассмотрели теоретические и практические подходы к правопониманию. Теория -
обилие научных представлений о праве, практика - многообразие правовой
реальности, богатейшая история права. И теперь, опираясь на эти подходы,
подойдем к самому правопониманию.
|